<![CDATA[Психология человеческого разума, человеческий разум, мышление, развитие разума, психология]]> ru <![CDATA[Измерение и другие методы психологической науки]]>
Под измерением понимается система процедур получения чис­ловых (количественных) характеристик свойств изучаемых в пси­хологии явлений и процессов. Использование в психологии мето­да измерения позволяет перейти от простого описания феноме­нов к выявлению количественных связей между ними и тем самым установлению законов их функционирования. С различными изме­рительными процедурами студенты знакомятся, как правило, в рам­ках психологического практикума, поэтому приведем лишь отдель­ные примеры использования этого метода в психологии.]]>
Статьи http://www.azzc.ru?id=899 Wed, 03 Jun 2009 23:09:28 GMT
<![CDATA[Психологический эксперимент и его виды]]> Статьи http://www.azzc.ru?id=898 Wed, 03 Jun 2009 23:09:27 GMT <![CDATA[Метод наблюдения: Психологическое наблюдение как метод и методика]]>
С точки зрения структуры, или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопостав­ляется экспериментальному методу. Это противопоставление основы­вается на двух не всегда вербализуемых, но важных постулатах: «пас­сивности» наблюдателя как регистратора психологических данных и «непосредственного» характера их представленности данных. Посту­лат «пассивности» заключается в том, что наблюдаемая реальность, будь то реальность внешнего мира или психологическая, т.е. субъек­тивная реальность, не изменяется исследователем. Таким образом, в отношении изучаемой реальности исследователь занимает «пассив­ную» позицию, не осуществляя тех или иных воздействий (например, с целью причинного вывода, как в экспериментальном методе). При обсуждении метода интроспекции подчеркивается, что при наблюде­нии за собственными состояниями сознания рефлектирующая позиция наблюдателя необходимо изменяет саму наблюдаемую реальность, т.е. пассивная позиция по отношению к собственному субъективному опыту не более чем абстракция. При внешнем психологическом на­блюдении, когда наблюдатель и наблюдаемый не один и тот же человек, пассивность позиции означает принцип невмешательства в «ес­тественные» формы проявления изучаемой психологической реаль­ности.]]>
Статьи http://www.azzc.ru?id=897 Wed, 03 Jun 2009 23:09:24 GMT
<![CDATA[Экспериментальный метод в психологии и нормативы научного мышления]]>
1.1.1. Нормативы в научной деятельности и структуре экспериментального метода

Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях. Они, отличаясь по возможностям последующих обобщений, пла­нируются и строятся по сходным нормативам в той своей части, где задаются характерные для экспериментального метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Существует две традиции, в разной степени под­черкивающие статус экспериментального метода: с одной стороны, отнесение его к эмпирическим методам, а с другой — понимание экс­периментального метода как определенной логики рассуждений иссле­дователя. Соответственно можно выделить нормативы в регуляции чув­ственно-предметной деятельности исследователя-экспериментатора и нормативы в структуре реализованного метода. Эти нормативы не явля­ются только формально-логическими, но означают необходимость учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете изучения и отражают то, что принято называть культурой исследования.

Как и всякий научный эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять некоторым критериям научности с точки зрения примененных нормативов исследования. Однако сначата следует указать контекст использования термина «нормативы». Наука, как и культура, нормативна, поскольку предполагает использование сложившихся спо­собов, понятий и надындивидуальных схем мышления, не сводимых к операциональному и понятийному составу размышлений человека, не отягощенного системой знаний в соответствующей области. Нормативы профессионального мышления ученого отличаются от схем обычного мышления своей «искусственностью». Эта «искусственность» означает использование исследователем надындивидуальных способов размышле­ний, усваиваемых в ходе профессионального обучения, и выполняет конструктивную функцию систематизации и опосредствования инди­видуального мышления. Нормативы научного мышления включают всю отрефлексированную или используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов как способов структурирования так или иначе понимаемого предмета изучения. По мнению М. Ярошевского, они являются категориальными регулятивами научного познания [71]. Однако они лишь задают возможности познания, реализация которых осуществляется в актуалгенезе познавательной деятельности, обеспе­чивающей разработку исследования с целью проверки научной гипотезы.]]>
Статьи http://www.azzc.ru?id=896 Wed, 03 Jun 2009 23:09:22 GMT
<![CDATA[Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте]]>
Цель эксперимента – проверить исследовательскую, или «рабочую», по словам Б. Теплова, гипотезу, которая направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе «воздействие», детерминирующее изменения зависимой переменной. Такое понимание соотношения рабочей гипотезы и собственно экспериментальной гипотезы фиксирует различие исторического и логического способов изложения результатов экспериментального исследования. То, что эксперимент может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось схем их психологических интерпретаций, фиксируется в понятии рабочей гипотезы. Гипотеза как догадка о закономерности, лежащей в основе взаимосвязи НП и ЗП, может появиться и после получения результатов опытов. Однако при логическом способе построения отчета об экспериментальных данных последние рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился эксперимент. В таком случае гипотеза является уже не просто догадкой, а утверждением о виде эмпирической зависимости и возможном ее объяснении.]]>
Статьи http://www.azzc.ru?id=895 Wed, 03 Jun 2009 23:09:19 GMT